Об авторе

"Тот, кто не осмеливается ставить себе финансовые цели, уж точно никогда их не достигнет" Роберт Кийосаки

Планирование для строительной фирмы

«Кто тщательно ведет расчет,

Тот может победить,

А кто рассчитывает мало – проиграет;

Так что ж о шансах на победу говорить

Того, кто вовсе не считает!»

(Китайский мыслитель и стратег Сунь Цзы, «Искусство войны»)

В одном из номеров журнала прошлого года была опубликована моя статья, в которой я обосновала необходимость применения планирования как элемента в системе управления предприятием малого и среднего бизнеса в современных условиях хозяйствования. Продолжая эту тему, хочу обратить Ваше внимание, что актуальность внедрения современных экономических инструментов управления будет только возрастать. В условиях рынка каждое предприятие, будь то небольшая фирма или завод, или корпорация, представляют собой открытую социально-техническую систему, зависящую от воздействия внешних и внутренних факторов. К числу внешних факторов относят такие, как состояние экономики страны, региона, отрасли; уровень платежеспособности потребителей и поставщиков; уровень инфляции; налоговая политика. В российской экономике существуют факторы отрицательно влияющие на развитие строительного рынка: недостоверность информации о коньюнктуре рынка строительных работ, заказчиках, подрядчиках, ценах на строительные работы; хронические неплатежи за выполненные строительные работы; наличие теневого оборота и коррупции; слабая финансово-кредитная система; недобросовестная конкуренция и др. Все перечисленные факторы действительно важны для успешной деятельности фирмы: прямо или косвенно они влияют на рост заработной платы, найм и сокращение работников, рост спроса на продукцию (работы, услуги) или его отсутствие. Динамика изменения внешних факторов может сильно влиять на деятельность предприятия, в тоже время само предприятие не может оказать существенного влияния на них. Каждый руководитель согласится с данным утверждением. Финансовое состояние фирмы и ее экономическое развитие также зависит от внутренних факторов. К ним относятся состояние основных фондов, объем оборотных средств, величина дебиторской и кредиторской задолженности, кадровый потенциал, уровень загрузки производственных мощностей и др. Принимаемые руководителем управленческие решения всегда влияют на изменения внутренних факторов.
Хочу обратить Ваше внимание на тот факт, что для успешной деятельности предприятие должно одновременно выполнять две основных функции:

— обеспечивать свою платежеспособность за счет эффективной текущей деятельности;

— обеспечивать свое развитие путем обновления производственных технологий, мощностей, расширения ассортимента выпускаемой продукции (видов выполняемых работ, оказываемых услуг).

Инструментом для выполнения этих функций служит планирование, которое представляет собой совмещение поставленных фирмой производственных целей и эффективных путей ее достижения.

Я предлагаю более подробно рассмотреть методику формирования текущего планирования для предприятий малого и среднего бизнеса, т.к. считаю эту тему в начале года наиболее актуальной.

Текущее планирование охватывает годовой период времени и представляет собой совокупность планов по всем аспектам деятельности фирмы:

— производственный план;

— план по труду и заработной плате;

— план материально-технического снабжения и комплектации;

— план технического развития;

— план по издержкам производства;

— инвестиционный план;

— финансовый план;

— план по маркетингу.

В процессе формирования системы планирования вы можете добавить виды планов, учитывая специфику Вашего производственного процесса. После завершения разработки планов по отдельным направлениям необходимо провести анализ на взаимосвязь заявленных показателей и устранить несоответствия. Как правило «узкими» местами в процессе составления планов являются производство, сбыт, финансы и рабочая сила. Главное требование при разработке планов — сохранение платежеспособности предприятия.

Естественно, что при формировании системы планирования необходимо учитывать размеры предприятия, номенклатуру выпускаемой продукции (работ, услуг), обновление технологий. В малой фирме все функции управления, в том числе планирование, осуществляет директор, как правило, он же собственник. Из-за недостатка финансовых средств директор-собственник не может иметь в штате специалистов по экономике, финансам и инвестициям.

Малое предприятие, как хозяйствующий объект, имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

— малое количество управленческого персонала;

— высокий профессионализм и универсальность знаний и умений персонала;

— узкую специализацию по видам деятельности;

—  использование сфер деятельности, которые невыгодны для крупных предприятий;

— высокую степень приспособленности бизнеса к местным условиям;

— мобильность к использованию новаций.

К недостаткам относят:

— ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);

— большая зависимость от рыночной коньюнктуры;

— условия труда и социальное обеспечение работников хуже, чем на крупных предприятиях.

Малое предприятие имеет простейшую структуру управления, где каждый работник выполняет несколько функций. Однако, в силу своей мобильности, руководитель малого предприятия всегда может воспользоваться услугами  консалтинговых фирм, что позволит ему получить рекомендации высококвалифицированных специалистов при небольших финансовых затратах.

В организационную структуру предприятия среднего бизнеса (численность работников до 500 человек) входят подразделения, выполняющие определенные функции управления: производственный отдел, финансово-экономический отдел, отдел по управлению персоналом, отдел по маркетингу и др. По численности отделы невелики. Однако факт наличия функциональной группы управления обеспечивает предприятию конкурентные преимущества при условии, что специалисты и инженерно-технический персонал имеет соответствующий уровень квалификации. В противном случае эти работники приносят дополнительную финансовую нагрузку фирме. Предприятие среднего бизнеса от фирмы малого бизнеса отличается большим товарооборотом. Соответственно и потери от возможных неправильных решений в управлении становятся более ощутимыми.

В одной статье тему планирования подробно раскрыть невозможно.

Сегодня я лишь в общих чертах рассказала о формировании системы внутрифирменного планирования для предприятий малого и среднего бизнеса. В следующей публикации будут представлены основы стратегического плана предприятия. Необходимость стратегического планирования обусловлена степенью неопределенности и роста уровня хозяйственного риска в условиях рынка.


Навигация по записям

Предыдущий пост:     ←
Следующий пост:    

К записи "Планирование для строительной фирмы" есть 1 комментарий

  1. Yay?| impressive concerns at this point. When i? thrilled to visit your posting. Thank you and i’m having a look to contact anyone. Will you kindly lose me a postal mail?

Оставить свой комментарий

JSantispam

В Вашем браузере отключена поддержка JavaScript! Для корректной работы Вам необходимо включить поддержку JavaScript и обновить данную страницу.